Рябчикова Надежда Васильевна, воспитатель

Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем Вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п.  В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.  

1. «Игры с крупами». 

Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать в кулаки и пошевелить пальцами. Ребенок запускает руки в крупу и изображает, как месят тесто, проговаривая при этом какие-нибудь стихотворения, потешки или скороговорки.

А можно смешать несколько видов круп и поиграть в «сортировку». Усложнять игры необходимо в зависимости от возраста. Сортировать крупную или мелкую крупу, сортировать  руками или пинцетом, сортировать с открытыми или закрытыми глазами, и т.д.

2."Резиночка".

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

3."Игры с пуговицами".

 Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самое самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Выкладывать пуговицы можно от маленькой к большой и наоборот, классифицировать по цвету, форме, размеру.

4.«Игры с веревкой».

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку, дни недели. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

5.«Игры с водой».

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

6. «Игры с пипеткой».

Предложите ребенку игру с блоками конструктора «Лего».  Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

7.«Моталочки».

Иногда занятия с привычными для взрослых предметами очень увлекают детей. Такими предметами могут быть разноцветные ленточки. Можно воспользоваться этим и сделать очень простой тренажер - закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено.

Также можно использовать обычные нитки для вязания - привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку - фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно.

Запомните одно правило - чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.

30 апреля 2020 в 08:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.